Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе

 

У каждого из нас есть знакомые, и даже родные люди, которые с недоумением смотрят на наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение, которое иногда изливается в слова: «Ну ладно, ударился ты в веру, пусть уж. Но зачем же в храм-то ходить, столько времени и сил на это тратить?! Вот я, к примеру, тоже верующий. Но я верю в душе. Бог у меня в душе, и мне не нужны никакие ритуалы. Для общения с Богом мне не нужны никакие посредники!» Как пояснить таким людям наше поведение – хождение в храм Господень. Критика подобного рода житейской «философии» не трудна. Ибо, не стоит серьёзного отношения их заверение в том, будто у наших критиков «Бог в душе». Да, конечно, такое состояние является высшим идеалом духовной жизни. Этого для нас желал ещё апостол Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4,19) Если бы слова «Бог у меня внутри» сказал преподобный Серафим Саровский – эти слова имели бы вес, ибо они были бы честным свидетельством о плоде его подвига. Но когда мы слышим такие же слова от обывателей, тогда у нас есть право поинтересоваться: в результате каких же именно духовных подвигов вы достигли такого успеха? Бог у вас в душе? Поясните, каким же был путь вашей молитвы? Как часто вы читаете хотя бы молитву Господню?… Что?… «Отче наш» вы плохо помните… Ладно, тогда хотя бы расскажите, как именно вы переживаете присутствие Бога в вашей душе? Какие плоды даров вы в себе ощущаете? Вот вам подсказка : «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22-23). Есть в вас эти чувства? Нет, не свойства характера, а дары. Дар – это то, чего в нас прежде не было, но при духовном рождении вошло в нашу жизнь, обновило её. Не помните вы такого обновления? Вы можете отличить в вашем душевном опыте: вот это – присутствие Бога, а вот это – про проявление обычных человеческих качеств: ощущение красоты, гармонии, совестное чувство, сострадание?… Не можете? Значит, вы не заметили того момента, когда Бог, Творец Вселенной, вошёл в вашу жизнь и в вашу душу. Разве можно такое не заметить? Так, может, он не входил? Так, может, вы спутали – и отожествили веру в Бога с присутствием Самого Бога? Впрочем, подождите, а вера – то в вас есть? Вера ведь не просто пассивное согласие: «Ну ладно, я согласна, Что-то там такое есть». Вера – это стремление к тому, чтобы оказалось правдой то, что решилась полюбить душа. Вера – это действие. Это стремление к тому, что уже предчувствуется, но ещё не стало очевидностью. Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в неё свой отблеск, но ещё не вошло в неё всецело. Вера – это желание нового опыта. Но те, кто говорят: «У меня моя вера, и она в душе», говорят это с такими тусклыми глазами, что трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу. Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Также нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях. Роза, которую дарят любимой, сама по себе ей не нужна. Этот цветок ей дорог не своей собственной красотой, а тем отблеском, который положила на него любовь подарившего. Цветы купленные и цветы подаренные, совсем по-разному оживляют комнату. Итак, вы, утверждающие, что у вас «Бог в душе», - что вы сделали для того, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения? Как и каким именем вы позвали Его? Как вы храните Его в себе? Что изменилось в вас от этой Встречи? Полюбили вы Того, Кого встретили? И что вы делаете ради этой любви? Если эти вопросы повергают вас в недоуменное молчание – так хотя бы не считайте себя превзошедшими тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Вечно стоящие – не презирайте идущих, даже если часто спотыкаются и падают! Всё это касается тех, кто свою леность оправдывает своей мнимой «духовностью». Но ведь и нам самим важно осознать – зачем мы – то ходим в храм. Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприёмник. Помолиться? Молиться можно везде и каждый час. Более того, таков именно совет апостола: «Непрестанно молитесь». Принести пожертвование? Подать поминальную записку? Но их можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так её можно поставить и перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм? Более того, некоторые люди говорят, что если они хотят помолиться, то они уходят в лес, к речке или к морю, и там, в Богозданном Храме, им легче ощутить величие Творца и восславить Его. Зачем же, говорят они, нам из бескрайнего Храма заходить под тесные своды храма рукотворного?

Что бы понять это, нужно осознать то, что религия лишь на десятую или сотую часть состоит из того, что в неё вносят люди. Главное в религии то, что привносит в неё Бог. Главное не то, что люди делают ради Бога, но то, что Бог делает ради людей. Главное не то, что люди приносят в храм, а то, что они износят из храма.

То, что мы можем принести Богу, мы можем принести Ему в любом месте. Всё, что есть в мире, и так принадлежит Ему. Но есть такая частичка бытия, в которой Бог позволил царствовать не Себе, а другому. Это моя душа. Это та комнатка в бесконечном здании Вселенной, куда Творец не входит без спроса. И от нас зависит, на службу чему мы поставим свою свободу, дарованную нам Богом. Будем ли Богу или себе самим и своим прихотям и похотям. Единственное, чем мы можем обогатить беспредельную власть Господа, - это если мы и свою свободную волю предадим Ему. Поэтому – «жертва Богу дух сокрушен»(пс.50,19). И эту жертву может принести любой из нас. И в этом смысле любой из нас – священник. В этом смысле надлежит понимать слова апостола Петра о том, что христиане – это народ состоящий из священников (1Пет.2,9) Никто не сможет вместо меня принести Богу в жертву мою волю. Только я сам владею ей, и я сам могу принести её ко Престолу Божию. Принести же присягу на верность и сказать: Господи, воля Твоя, а не моя да будет! Благодарю тебя за всё, что Ты пожелаешь принести в мою жизнь! Дай мне возможность послужить Тебе каждым моим дыханием!» - можно в любом месте. Итак, то, что мы можем принести в жертву Богу, всегда с нами. И по этому, для того чтобы христианин мог совершить жертвоприношение Богу, он не нуждается в храме. Но в религии есть не только то, что мы даём. Важнее то, что мы получаем. Важнее то, зачем Он ищет нас.

Зачем мы чаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу – хорошо известно. Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: «Дай, Господи, нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!…»Слишком часто мы ищем Господа по присловью святителя Димитрия Ростовского, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать? Или дать? Зачем призывает Его Слово: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные»(Мф.11,28)? Нет у этого призыва продолжения вроде: «И вы отдадите Мне то-то». Иным предвестием кончается это приглашение; оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся: «…и Я успокою вас… и найдёте покой душам вашим». (Мф.11; 28-29). Итак, Бог зовёт нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание. -  «Научитесь от Мене…» Дух. – «Примите от духа Моего»… Любовь, мир и радость. - «Пребудьте в любви Моей. Мир Мой даю вам. Радость Моя в вас да будет». Но Христос даёт нам и ещё нечто немыслимое. «Пребудьте во Мне и Я в вас. Примите, сие есть Кровь Моя… за многих изливаемая»(Ин.15,4). Всего Себя Христос вверяет людям. И Свою Божественность, и Свою человечность.

Теперь понятно, что в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нём получить. Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причащения. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Поэтому посещение храма не тяжкая повинность, а дивная привилегия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать «причастниками Божеского естества». Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.

Те, кто говорит, что им храмы и посредники не нужны, вряд ли считают авторитетными для себя слово Евангелия. Но может быть, они почувствуют человеческую достоверность в словах всеми любимого Винни-Пуха. Однажды, в ответ на предложение Пяточка сочинить песенку, Винни-Пух сказал: «Но это не так просто. Ведь поэзия – это не такая вещь, которую вы находите, это вещь, которая находит вас. И всё, что вы можете сделать, это пойти туда, где вас могут найти».

Бог искал нас. И нашёл. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые дары раздаёт людям. Если Чашу с причастием Христос подаёт нам через Царские врата храма – стоит ли нам отворачивать лицо и твердить: «Бог у меня и так в душе»?

Христос сказал, где Он нас ждёт и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретиться и соединиться в этой жизни для того, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мы не стали непоправимо одиноки. И печально то, что те, которые говорят, что им не нужны посредники в их отношениях с Богом, не понимают, что в храме их ждёт тот Посредник, Который вместо них как раз и принёс жертву и освободил людей от необходимости что – то разрушать в мире и плодами разрушений подкармливать божков – служителей преисподни. Неужели же так невыносимо трудно раскрыть свои руки для того, чтобы в них можно было вложить Дары?

 

 

О свободе человека в современном мире

 

Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Избери жизнь, дабы жило ты и потомство, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…

(Второзаконие 30:15-20)

В результате долгих морально-нравственных исканий философов так называемого «нового времени» к двадцатому веку человек пришёл с твёрдым убеждением в абсолютной ценности двух предметов: свободы и человеческой личности. Буквально так и сформулировалась главная идея хх века: даёшь свободу человеческой личности. Беда лишь в том, что, отделившись от Бога, поставив себя вне Церкви, личность эта оказалась в совершенно губительной для себя атмосфере и вместо требуемой свободы получила абсолютную зависимость.

Недаром параллельно с увеличением особого внимания по отношению к человеческому «Я» увеличивалось также осознание полной зависимости этого «Я». Для начала зависимость эта мыслилась как сугубо социальная: «Бытие определяет сознание». Но уже к началу хх века стало понятно, что человеческое поведение, система ценностей, нравственный образ обусловлены не только социальными аспектами его бытия, но и воспитанием, кругом общения, детскими впечатлениями, подростковыми комплексами и пр. Таким образом, сложилось представление о полной и всецелой зависимости человека, который, отказавшись от абсолютных ценностей, попытавшись стать «как боги» превратился в жалкую марионетку, управляемую унаследованными от родителей, навязанными ему с детства и укрепленный в юности эго-влечениями.

Даже если говорить о сугубо внешних аспектах проблемы… Ну, например, современность донельзя ценит внешнюю индивидуальность, неординарность. И в тоже время редко вы встретите на улице женщину без косметики. Большинство как женщин, так и мужчин стремятся подогнать себя под «эталон красоты» (а если этого не делают, так только от недостатка времени или денег), носят модную одежду (что такое мода, как не вид уравниловки?), навешивают на себя разнообразные украшения. Детерминированность, несвобода человека в современном обществе настолько велика, что, кажется, практически не один поступок его не совершается как следствие свободного выбора.

На самом деле концентрированный образ современного человека – это наркоман, который из стремления к свободе попал в ситуацию абсолютной зависимости и полной личностной деградации.

Наверное весь трагизм хх века заключается в том, что его обитатель, достигнув высшей степени внешней свободы, полного признания собственной личности, вдруг обнаружил, что является бездумной пешкой в чужой игре, деревянной фигуркой, послушной умелому игроку (кстати, этот художественный образ не раз обыгрывался в произведениях искусства)

Так что же всё – таки играет нами? Впрочем, вопрос не в этом, потому что понятно и «что», и «как», и «зачем». Вопрос в том, почему мы позволяем это делать. Почему мы не стремимся вырваться из порочного круга, а, напротив, всё глубже увязаем в трясине собственного безволия. Почему человек, этот венец творения, это прекрасное, непревзойденное в своем царственном величии существо, позволяет делать из себя марионетку? Почему восстав в своей гордыне на Бога, не захотев подчиниться Ему, человек с радостью отдаёт себя во власть какому-нибудь наркотику? Почему человек с потрясающим упорством продолжает твердить, что героину подчиняться – это ещё ладно, но Богу  - ни за что. Да потому что ни Бога любить ни себя любить мы не умеем, и уважать себя и видеть в себе личность мы не умеем. А любим мы исключительно деньги, признание, славу, компьютер, собственную работу и нисшие пороки.

И так, словно фигурка в компьютерной игре, мы выполняем команды, посылаемые с клавиатуры, действуем по заложенной программе: наклонился, взял предмет, направо, ещё раз направо. А самое смешное, мы полностью уверены, что действуем сами, что это нашей личности захотелось пойти направо, накричать на ближнего, переспать с «дальним» и украсть у одинокой старушки последний рубль.

Мы, как какой-нибудь подросток – наркоман, приходим к Отцу Небесному и гордо восклицаем: «Я свободен. Я самостоятельный человек, и Ты не диктуй мне, что делать. И поэтому сейчас я пойду и пару раз ШИРНУСЬ». А Родитель НАШ плачет, потому что Он – то видит, как лукавый кукольник дёргает за ниточки.

 

Hosted by uCoz